МБДОУ Мальчевский детский сад
|
Занятие в старшей группе по теме :"Хлеб - всему голова"ЦЕЛЬ: · закреплять представления детей о процессе выращивания хлеба и изготовления хлебобулочных изделий; · развивать умение составлять рассказ с помощью схемы; · формировать представления о труде хлеборобов; · воспитывать уважение к труду взрослых; · бережное отношение к хлебу; · вызвать интерес к коллективному труду.
В печи стоит каравай. Дети заходят. Восп: Ребята, как приятно пахнет! Ну-ка, посмотрю, не поспел ли каравай?! Кто мне подскажет, чем каравай из печи достать? ( лопатой) Да, вот она- деревянная лопата, хлебом да пирогами богата. А куда мы положим каравай? ( на полотенце) Поспел каравай, можно и гостей встречать да величать.( каравай на рушник и идем к гостям) Дети: Здравствуйте! Добрый день, гости званные и желанные. Просим вас хлебушка откушать и наши речи послушать!( кланяемся и передаем каравай гостям). ( дети идут за столы). Ребята, отгадайте загадку: рос сперва на воле в поле Летом цвел и колосился А когда обмолотили- Он в зерно вдруг превратился Из зерна в муку и тесто И его сперва месили, испекли И в магазине мы его себе купили. Что это? Как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча? О чем мы будем говорить? ( о хлебе) У народа есть слова: « хлеб всей жизни голова» Славится он первым на земле Ставится он первым на столе. Ребята, давайте подумаем, почему так говорят: « Хлеб всему голова!»? (он самый главный на столе, хлеб вкусный, мы кушаем его каждый день, хлеб едят все люди) Мы каждый день едим хлеб, это не только самый распространенный продукт, но и одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой большого труда многих людей. Не зря есть пословица: « Мал кусок пирога, а стоит большого труда». Ребята, а вы любите хлеб? · Какой бывает хлеб? ( чесночный, пшеничный, ржаной, вкусный, мягкий, черный, белый, румяный, аппетитный, хрустящий) · Что можно назвать родственниками хлеба? ( батон, булка, пирожок, сухарик, бублик, пирог – все что сделано из теста)
Давайте заглянем в наш волшебный сундучок и расскажем о том, что там лежит. А поможет нам эта подсказка. ( дети по очереди подходят к сундучку) Сундучок, сундучок Ты открой-ка свой бочок. ( Дети достают хлебобулочные изделия- бублик, овсяное печенье, булочка, батон, ржаной хлеб, пирожок с повидлом. Держат его в руке и рассказывают по таблице). ( это булочка, она коричневая, круглая, мягкая с поджаренной корочкой, маленькая, душистая и вкусная, и т. д.). Как красив этот хлеб, правда? ( смотрим и любуемся). Дети, а как вы думаете, все эти хлебобулочные изделия так и выросли в этом сундучке? Чем был хлеб до того, как стал таким, каким мы его видим на столе? Нам помогут карточки ( дети выходят по одному и ставят карточки). Тесто. А тесто из чего замесили? Мука. А муку из чего сделали? Зерно. А зерно где взяли? Из колосков. А колосок из чего вырос? Из зерна. ( шли в обратном порядке). Хотите узнать, что чувствует маленькое пшеничное зернышко? (да) Идите ко мне, мои зернышки. Рассеивайтесь по полю. Бросили зернышки В теплую землю Солнышко зерна Лучами согрело Золотое солнышко Ты согрей-ка зернышки Пройди, солнышко, пожалей Приласкай, погладь зернышки Появляйся, росток Зеленей стебелек Наливайся, колосок. Все бы хорошо, да колоскам пить хочется. Давайте дождик звать! Дождик, дождик, пуще (трясут кистями рук) Дадим тебе гущи Дадим тебе ложку ( хлопают в ладоши) Хлебай понемножку Лето быстро пролетело К осени зерно созрело Комбайнеры приезжали И с полей зерно собрали ( « уезжаем за столы»). Давайте рассмотрим зернышки пшеницы. Какие они по размеру? (маленькие). А по форме? (овальные). По цвету? ( коричневые, золотистые). А если зернышки размолоть, во что они превратятся? ( в муку). Мели, мели, мельница Жерновочки вертятся Покручу, поверчу И муку я получу.( кулачок о кулачок, показать ладони чашечкой – мука). Потрогайте и рассмотрите муку. Какая она? ( мягкая, белая, мелкая, пушистая). ( вытираем руку салфеткой). Пальчиковая гимнастика « Тесто» ( И. Токмакова)
Тесто замесили мы (сжимаем и разжимаем кулачки) Сахар не забыли мы (имитация посыпания) Пироги пшеничные (соединяем ладони вместе) В печку посадили мы (вытягиваем руки вперед вверх ладонями) Мы печем пшеничные (имитируют лепку пирожков) Пироги отличные Кто придет к нам пробовать (поднимают и опускают плечи) Пироги пшеничные? Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора И другие, все кто может Пусть приходят с ними тоже Наша мама говорит: - Крошки, что останутся Воробьям достанутся. Ребята, а что можно испечь?( блины, оладушки, печенье). ---------хлеб ржаной да булки Не добудешь на прогулке Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют Вот об этом-то как раз Начинаем свой рассказ. 1. Трактора выходят в поле Тянут плуги на прицепе 2. Гребнем частым борона Расчеши земельку Приготовим для зерна Мягкую постельку. 3. Сеял сеятель старинный Из лукошка – решета Нынче сеялка – машина Этим делом занята Роет борозды проворно В них закладывают зерна 4. Чтобы крепким был росток Наливался колосок Должен он рати в землице Дождевую пить водицу Греться солнечным теплом Обдуваться ветерком. 5. Поле хлебное созрело Жатва жаркая близкая И комбайн берется смело Все убрать до колоска Вот шофер услышал, мчится Вот гудит: Иду-у, иду-у! Лейся теплая пшеница Прямо в кузов на ходу. 6. Слышен летом до заката Гул комбайнов у реки И везут на элеватор Урожай грузовики Там хранят и берегут Затем на мельницу везут 7. Вот на мельнице пшеница Здесь такое с ней творится! В оборот ее берут И в муку ее сотрут! 8. Стали зернышки мукою Не дадут и ей покою На большой хлебозавод Муковоз муку везет. 9. На пекарне, на пекарне Станешь тестом ты , мука, Тесто в печь быстрей давай Так и появился каравай! А теперь самое время поводить хоровод. Как на наш веселый праздник Испекли мы каравай Вот такой вышины Вот такой ширины Каравай приехал к детям (руль) Как его , ребята, встретим? ( Руки на поясе) Пышной коркой похрустим (хлопки) Всех на свете угостим В нем земли родимой соки ( поклон) Солнца свет веселый в нем ( руки в стороны) Уплетай за обе щеки Вырастай богатырем. БЕСЕДА. Как же хлебушек на стол пришел? Какие машины пашут землю? Легко ли быть трактористом? Какие машины сеют зерно? Какие убирают хлеб? Кто управляет комбайном? Куда везут обмолоченное зерно? Где из муки пекут хлеб? Люди каких профессий участвуют в производстве хлеба? Что же нужно, чтобы вырастить хлеб? ( солнышко, дождь, труд многих людей – тракториста, комбайнера, шофера, мельника, пекаря). Да, длинна дорога от зернышка до хлебушка. А сколько вложено труда, сколько людей трудились от зари до зари – трактористы, комбайнеры, шоферы, пекари - одним словом, ХЛЕБОРОБЫ. Какие пословицы о труде и хлебе мы знаем?: · Будет хлеб, будет и обед. · Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. · У кого хлеб родится, тот всегда веселится. · Хлеб – батюшка, вода – матушка. · Хлеб – всему голова. · Без труда хлеб не родится никогда. · Без хлеба нет и обеда. · Хочешь есть калачи- не сиди на печи. · Не велик кусок пирога, а стоит большого труда. · Ржаной хлебушко калачу – дедушка. · В хлебе вся сила. · Плохой обед, если хлеба нет. Дети, а как надо относиться к хлебу? Хлеб – наше богатство, его надо беречь. Хлебом нельзя играть. Хлеб нельзя выбрасывать. Хлеба надо брать столько, сколько съешь. Хлеб всегда надо доедать. Хлеб нельзя бросать на пол. А почему хлеб надо беречь?( он вкусный, его трудно вырастить, много людей трудится, чтобы его ели, без хлеба мы будем голодные, в каждой крошке хлеба труд, хлеб святой (читали рассказ)). Самый вкусный тот хлеб, который испечен своими руками. Давайте попробуем испечь булочки, наденем фартуки, тесто у нас уже есть. ( всем раздать по 2 кусочка теста, дети подходят по очереди). Потрогайте тесто, какое оно? ( мягкое , легкое, теплое, хорошее, как пух, как дух). Положите кусочек теста на ладонь , другой прикройте, слегка покатайте, чтобы получился шарик. Готовые шарики положим на противень и оставим, чтобы булочки немножко подошли. Хорошо потрудились! Что вам понравилось больше всего? Что было трудно? Что было интересно? Я предлагаю вам послушать песню о хлебе. Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней Золотые слова Забывать мы не вправе « Хлеб всему голова!»- В поле, в доме, в державе. ( Звучит песня « Хлеб всему голова!»). Спасибо, дети, за старание Гостям мы скажем: « До новых встреч и до свидания!».
26 сентября 2016 в 14:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.