МБДОУ Мальчевский детский сад

Занятие по обучению грамоте в ст. гр.

 Цель:

· Продолжать развивать представления о гласных звуках;

· Закреплять умение вслушиваться в звучание слова;

· Закреплять умение определять место звука в слове, выделять первый звук в слове; учить делить слова на слоги;

· Развитие общей и мелкой моторики;

· Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

 

Ход занятия.

Дети заходят в группу.

Восп. Мы сегодня не одни

Гости дорогие

В гости к нам пришли.

Рады мы всегда гостям!

Дружно скажем:

-Здравствуйте вам!

Дети. Мы за руки возьмемся

Друг другу улыбнемся.

Не будем отвлекаться.

А будем заниматься.

Восп. (Звонит в колокольчик) Колокольчик сообщил нам о том, что в стране

букв большая неприятность – куда-то исчезли буквы – жители Красного

«звукового» замка.

Согласные звуки очень опечалены тем, что больше никогда не

услышат своих друзей – гласных звуков.

Дети. (отвечают).

Восп. Отправимся на поиски? Прежде чем отправимся в путь, отгадаем загадки о буквах, которые будем искать

1. В море плавала акула

Ела все, что в нем тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву …. (А)

2. У иголочки-иголки

Носик тоненький и колкий.

Ты иголкой вышивай,

Зря колоться не давай.

А уколет, преврати

В неколючку букву … (И)

3. С дерева проказница

Обезьянка дразнится.

Все за всеми повторяет

И бананы вниз бросает.

Обезьянке той легко

Превратиться в букву … (О)

4. Домик на спине везет

Улиточка Ульяна.

Проползет немножко,

Спрячет в домик рожки

Спит себе в своем дому

Видит сны про букву … (У).

5. Экскаватор землю роет –

Трубопровод новый строит.

Весь измазался в земле,

Превратится в букву … (Э)

6. Ходит с палочкой, увы,

Ну, конечно, буква … (Ы)

Восп.  А теперь в путь!

«Глазки закрываем

Немного помечтаем.

Тихонько повернемся,

В сказку перенесемся».

Звучит музыка. Дети подходят к ковру. На ковре тарелки с крупой, веревочки, счетные палочки.

Восп. Ребята, теперь мне все понятно! Наши буквы забрал и заколдовал Дед

Буквоед. Вот он сидит на пенечке. Друзья, правда нам немного  

страшно?

Дрожим от страха о-о-о-о-о-о-о

Мы задумались э-э-э-э-э-э-э

Придумали а-а-а-а-а-а-а

И мы не боимся! (грозим пальцем)

Все. Мы веселые ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Будет всем нам хорошо,

Будет весело, легко!

Восп. И буквы мы расколдуем! Я буду называть слова, в которых не хватает

первого звука, а вы мне в ответ слово, которое звучит правильно.

(а) втобус (а)  пельсин (а)  нанас (а)  квариум

(а)  брикос (Э)  скимо (и)  голка (и)  ндюк

(и)  гра (у)  тюг (у)  литка (у)  мывальник

(о)  гурец (о)  сел (о)  пята (о)  чки

Молодцы! Дед Буквоед хитро посмеивается, а мы продолжим спасать буквы. он превратил гласные в крупинки, веревочки, палочки. а мы их расколдуем. И на крупе нарисуем,  выложим из палочек и веревочек.

(звучит музыка, дети выкладывают и пишут буквы).

Восп. Арина, какую букву ты расколдовала? Ваня, а ты?

Восп. Замечательно. Дед Буквоед, мы тоже можем быть волшебниками.

Умеем любое слово изменить так, чтобы оно стало обозначать 

маленький предмет:

облако – облачко автомобиль изба утка

апельсин огурец усы одеколон

игла арбуз изюм улыбка

экран альбом обезьяна

 

Дед Буквоед. Ох и умный же народ в этом садике живет. Вы простите деда,

Деда Буквоеда.

Восп. Прощаем. Друзья, нам пора.

Глазки закрываем,

Немного помечтаем.

Тихонько повернемся

И домой вернемся.

(Дети садятся за столы).

Восп. Давайте проверим, правда ли расколдовались буквы. Да, буквы снова в своем домике. (Снять покрывало с красного «звукового» домика)

Поможем им зазвучать:

- покачаем куклу – а-а-а

- жеребенок поет – и-и-и

- волк воет – у-у-у

- бабушка вздыхает – о-о-о

- забияка дразнится – э-э-э

- капризуля плачет –ы-ы-ы

 

Гласные тянутся

Песенкой звонкой.

Могут заплакать

И застонать,

Могут качать

В колыбели Аленку.

Могут, как эхо, в лесу закричать.

Могут лететь высоко в синеву.

А-О-И-Ы-Э-У.

- Назовем звуки в красном «звуковом» замке.

 

Индвид. Антон назовет звуки в красном «звуковом» домике, Андрюша, Рита.

Восп. Какие звуки мы назвали? (гласные) Почему эти звуки называются

гласными? (они поются, их легко произносить)Каким цветом мы

обозначаем гласные? (красным) А синим цветом какие звуки

обозначаем? (согласные). А мягкие согласные? Поиграем со звуками?

- если услышите гласный - красный цвет

- если услышите твердый согласный – синий цвет,

- если услышите мягкий согласный – зеленый цвет.

 

А – Б - М -  О - Л - Ы – Н

- Буквам скучно быть без дела, они хотят скорее зазвучать в словах.

(На ковре).

- Мячик друг другу передаем

Слова на А ( О, У, И) мы назовем.

 

- Мячик свой мы убираем,

Заниматься продолжаем.

 

- Ребята, а где в словах могут жить гласные звуки? (В начале слова, в середине, в конце).

- Будьте внимательны и постарайтесь заметить, где в слове стоит звук. Итак, определим место

 звука И искра приз окуни

звука О ослик сок кино

звука А  аист сад лиса

звука Ы  сыр дым шары

звука Э эхо эскимо

звука У улица несу друзья

 

- Ребята, а мы с вами друзья?  А друзья все делают вместе.

(игра «Давайте все делать как я»)

- Как звонко вы смеялись! А скажите, почему звучат слова?

(В словах есть звуки.)

- Звуки в словах всегда стоят на своих местах, поэтому слова и звучат.  

Проверим это? Что перед нами? (перед детьми картинка «Мак»). 

Выложим схему слова МАК.

Какой 1-й звук м- м- м Какой звук, каким цветом?

Какой 2-й звук а-а-а Какой звук, какого цвета?

Какой 3-й звук к-к-к Какой звук, какого цвета?

Что такое мак?  (Цветок.)  слово «мак» короткое или длинное? Как

узнать? (Хлопками).  Сколько частей в слове «мак»? (1 часть). Хотите

узнать, сколько частей в других словах?  Сначала назовем слово

целиком, затем по частям.

Индив. (Показ картинок) Рита (Кирюша, Ваня).

Восп.  Придумаем предложение со словом «лиса» ( Жук, шары).

- Мы совсем забыли о согласных звуках, а ведь они тоже очень рады,

что их друзья гласные вернулись. Попробуем прочитать слоги, в которых гласные и согласные стоят рядом.

МА НА  НО  КО  ТО  УХ  ОЙ  АМ  ОХ  ОП

- Очень хорошо! Гласные хотят с вами поиграть – вам нужно будет соединить букву с картинкой-словом, которое начинается на эту букву.

 

Огурец ы

Ы утка

Иголка о

И арбуз

А а

Экскаватор

 

 

 

- Но сначала разминка «Этот пальчик».

 

- Понравилось вам играть с буквами? Что понравилось больше всего? Что было трудно сделать? Что было интересно?

- Спасибо, дети, за старание!

А гостям мы скажем:

- До свидания!

 

 

 

 

 

26 сентября 2016 в 15:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.