МБДОУ Мальчевский детский сад

Самообразование по патриотическому воспитанию

 Самообразование по теме : «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

Формирование патриотических чувств дошкольников сегодня приобретает особую значимость. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Воспитать человека - это самое нужное и самое трудное для семьи и для страны. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу и привязанности к природным ценностям родного края, к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от нас: от родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. В современных социально-исторических условиях воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, гражданственности является гарантом позитивного развития нашего государства в целом. Воспитывая сегодня юного патриота своей страны, мы тем самым закладываем фундамент стабильности и процветания его будущего.

План работы на год:

Изучение методической литературы Сентябрь - май 

1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

Работа с детьми

Сентябрь

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Стенд «Моя Родина – Россия».

Картотека игр.

Октябрь

 Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Выставка работ детского творчества.

Январь

 Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.

Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль

 Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка? » Выставка детских работ «Мамин портрет».

Апрель

 Викторина «Что вы знаете о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май

 Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.

Сентябрь – май

 Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй 

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Работа по благоустройству территории детского сада.

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Отчет о проделанной работе по патриотическому воспитанию.

Изучением данной темы я занимаюсь уже 5 лет.

            Во 2-ой младшей группе основное внимание уделялось воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. В течение года я расспрашивала детей о других членах семьи и таким образом постепенно подводила детей к пониманию того, что такое семья. Ведь все мы знаем, что ознакомлению детей с «Большой Родиной» предшествует ознакомление с «малой Родиной», со своей семьёй.

            Дети младшей группы с трудом представляют себе такие понятия, как «село», «страна». Поэтому в этом возрасте мы старались вызывать у детей положительные эмоции, чувство восхищения своим страной. Работа заключалась в том, чтобы к празднику дети украшали и свою группу. После праздников я беседовала с детьми о том, где дети были во время празднования, куда ходили, что видели. Такие беседы вызывают у детей чувство сопричастности с большими событиями родного села.

            В средней группе работа была направлена на воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье – ведь всё это фундамент, на котором и будет формироваться чувство любви к своему отечеству. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенок должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями.

             В группе мы оформили уголок «Воспитываем патриотов», где дети могут наглядно познакомиться с родным краем, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы.

             На основе наглядного материала и специальных занятий я познакомила детей с родным селом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом.

             На занятиях по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть.

             Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Поэтому зачастую нам, педагогам, приходиться воспитывать не только дошкольников, но и их родителей, объясняя им их важность в воспитании детей. Мною были проведены тематические встречи с родителями по темам:  

1. «О чем мечтают дети?  Знаете ли Вы своих детей?»

2.  «Хорошо и плохо» - азбука нравственности.

3. «Воспитание маленького гражданина»

                Такие встречи позволяют родителям глубже узнать своих детей.

                     Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Эти задачи я поставила перед собой – с детьми старшей и подготовительной группы.  В решении этих задач я  дала детям – географические и природоведческие представления о  Ростове, Миллерово, ст. Мальчевской, истории, культуре, традициях  нашего народа.

21 ноября 2016 в 21:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.