МБДОУ Мальчевский детский сад

Самообразование по сенсорному воспитанию мл. дошкольников

 Самообразование

Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

Задачи:

1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

2. Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.

3. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

4. Развивать мелкую моторику.

План работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды

В течение года

Специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

Занятия, на которых используются дидактические игры и упражнения с пособиями (вкладыши, цветные палочки, дидактические столики, и пр.)

В течение года

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию    

В течение года

Проведение игр:

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

« Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)

«Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

« Найди пару»(предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

В течение года

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

« Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

«Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы»  (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?»  (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)                

В течение года

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?»  (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение      предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

В течение года

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Собери  гирлянду»  (предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)

В течение года

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Возраст  до 3 лет – важный в развитии психики ребенка.

В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.

Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

В 2015 – 2016 учебном году своей темой для самообразования я выбрала «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного  возраста»

Цель: повышение своего профессионального мастерства, теоритического уровня по развитию сенсорных способностей младших дошкольников.

Задачи:

1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.

2. Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.

3. Развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

4. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.

Занятия по сенсорному развитию проводятся с дошкольниками  1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 10 минут. На занятиях проводятся физкультминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика. На каждом занятии предполагается освоение или закрепление детьми теоретических знаний, практических умений и навыков.

На занятиях я старалась создать доброжелательную обстановку. Использовала сюрпризные моменты, стихи, потешки, загадки, песни; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; дидактические игры, игровые упражнения на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики;  подвижные игры с речевым сопровождением.

В группе оборудован уголок сенсорики. С помощью родителей были приобретены игры на развитие мелкой моторики: различные виды мозаики, вкладыши, шнуровки,  пазлы для малышей, деревянный конструктор для маленьких,; настольно-печатные игры «Цвета», «Найди форму», «Урожай».

Дети хорошо играют в такие игры, как:

• «Веселые крышки», которые формируют умение производить откручивание и закручивание крышек.

• «Забавные прищепки» - формируют умение детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету, развивают мелкую моторику рук.

При знакомстве с величиной дидактические пособия были направлены на сравнение предметов. При знакомстве с понятиями большой – маленький, я использовала такие игры: «Найди мишкам домики», «птички у кормушки», «Большой- маленький», «Найди каждому самолету гараж», «Помоги Маше» и т. д.

При знакомстве с цветом, я использовала следующие игры : «Составь узор», «Подбери одежду для девочек»,  «Спрячь зайку», «Загони машины в гараж», «Найди тарелки и ложки»,  «Поезд», «Осенние деревья»,  «Радуга», «Собери пирамиду» и т. д.

При изучении геометрических фигур мной использовались игры «Собери бусы для мамы», «Разложи фигуры по полочкам», изготовлены из твердого линолеума доски с  большими и  маленькими квадратными и круглыми отверстиями для игры «Размещение вкладышей разной величины в соответствующие отверстия» и т. д.

Диагностика усвоения программы моими воспитанниками, а также анализ уровня нервно-психического развития детей, показали, что были достигнуты ощутимые результаты.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»;

2. Продолжить работу по пополнению картотеки дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.

3. Продолжить изучение новинок методической литературы.

21 ноября 2016 в 21:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.